prokuratura

Приозерская городская прокуратура разъясняет

Формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Вопросы стоимости коммунальных услуг находятся в ряду наиболее важных для каждой российской семьи, планирующей свой бюджет. Эти траты неизбежно приходится учитывать при распределении своих доходов, поскольку без них невозможно обеспечить должные условия для комфортного существования. Всё потому, что любое жилое помещение сегодня может признаваться годным для проживания только при условии его обслуживания со стороны коммунальных служб. Подача воды, газа, электричества, вывоз мусора, текущий ремонт дома – всё это неизбежные статьи затрат, которые оплачиваются по специальным тарифам ЖКХ.

Необходимо различать тарифы на коммунальные услуги и на жилищные услуги.

Так, к первым следует относить: электроснабжение; водоснабжение (холодное и горячее); газоснабжение; подачу тепловой энергии (отопление); водоотведение (канализация).

В перечень жилищных услуг входит: плата за содержание и ремонт строения; вывоз мусора; лифт и мусоропровод; оплата за съём жилья и пр. Наконец, отдельную категорию составляют прочие услуги ЖКХ, которые могут включать в себя оплату домофонов и кодовых замков, радиоточки и коллективной антенны. Всё вышеперечисленное принято объединять под названием тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которые варьируются в зависимости от своих видов. И не только.

Тарифы ЖКХ на одни и те же виды услуг могут различаться в зависимости от региона их предоставления, объёма (количества), текущего времени года, времени суток, а также категории, к которой принадлежит потребитель (семья). Помимо фиксированных тарифов на коммунальные услуги существуют льготные расценки (для пенсионеров, ветеранов, инвалидов, многодетных семей, матерей-одиночек и т. д.) В ряде случаев приходится иметь дело с фактором сезонности предоставления услуг: в зимний период тарифы ЖКХ на отопление могут снижаться. На некоторые услуги законодательно устанавливаются определённые нормы потребления, сверх которых применяются более высокие тарифы. Наконец, некоторые расценки могут сильно различаться в зависимости от ценовой политики поставщика услуг: например, централизованное горячее водоснабжение от государственной компании и функционирование собственной котельной (рассчитанной на обслуживание одного жилого дома) будут обходить потребителям воды по разным тарифам.

Согласно действующему законодательства, ежегодная индексация тарифов на коммунальные услуги происходит с 1 июля.

На территории Ленинградской области тарифы утверждаются комитетом по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области (далее – Комитет). Тарифы для каждого предприятия, осуществляющего свою деятельность в регулируемой сфере (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение) рассчитываются отдельно. Предприятия предоставляют Комитету свои расчеты, производственные и инвестиционные программы, раскрывая полную картину себестоимости услуг. Комитет по результатам проведенного анализа утверждает экономически обоснованные тарифы, которые позволяют предприятию осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и  снабжать население и прочих потребителей качественными коммунальными услугами.

Частью 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее – предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). На территории Ленинградской области, как указано выше, комитетом по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области.

В соответствии с частью 2 статьи 157.1 ЖК РФ предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее – индексы по субъектам Российской Федерации).

На 2016, 2017 годы индексы по субъектам Российской Федерации утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 2182-р, от 19 ноября 2016 года № 2464-р, составляющие для Ленинградской области:

с 01.01.2016г. по 30.06.2016г. — 0%;

с 01.07.2016г. по 31.12.2016г. — 4,3%;

с 01.01.2017г. по 30.06.2017г. — 0%;

с 01.07.2017г. по 31.12.2017г. — 3,8%.

Размеры предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величин индексов по субъектам Российской Федерации на 2015-2018 годы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2014 года  № 2222-р и в соответствии с пунктом 12 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 (далее – Основы), в течение долгосрочного периода пересмотру не подлежат.

Для Ленинградской области размер отклонения по субъекту Российской Федерации на 2015-2018 годы установлен в размере 2,3 %.

Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Основами и относятся к совокупному набору коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).

Основами предусмотрено, что предельные индексы не могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину предельно допустимого отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов, за исключением случаев, предусмотренных разделом IV Основ.

В соответствии с пунктом 47 Основ представительные органы местного самоуправления вправе обратиться к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации с инициативой об установлении предельного индекса, превышающего индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации.

Основаниями для установления по муниципальному образованию предельных индексов, превышающих индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, в соответствии с пунктом 46 Основ могут являться:

а) реализация программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, реализация положений заключенных концессионных соглашений, утвержденных инвестиционных и производственных программ, направленных на повышение надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг и установление экономически обоснованных тарифов на ресурсы, приобретаемые в целях оказания коммунальных услуг;

б) установление нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

в) устранение имеющихся дисбалансов при регулировании тарифов, включая ликвидацию перекрестного субсидирования и доведение уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100 % установленных экономически обоснованных тарифов;

г) выравнивание уровня тарифов на коммунальные ресурсы в субъекте Российской Федерации, устанавливаемых для регулируемых организаций в различных муниципальных образованиях такого субъекта Российской Федерации в сопоставимых условиях.

Предельные индексы в муниципальных образованиях Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 8 мая 2014 года № 174 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ленинградской области на период с 1 июля 2014 года по 2018 год» и составляют:

—  с 1 января по 30 июня 2016 года — 0 %;

— с 1 июля по 31 декабря 2016 года – 6,6 % (в 40 муниципальных образованиях предельный (максимальный) индекс изменения размера платы граждан  за коммунальные услуги превышает индекс более чем на величину отклонения, в соответствии с решениями Советов депутатов муниципальных образований Ленинградской области об обращении к Губернатору Ленинградской области с инициативой об установлении с 01.07.2016г.  предельного индекса, превышающего индекс по Ленинградской области более чем на величину отклонения по Ленинградской области, принятыми на основании пункта 47 Основ);

— с 1 января по 30 июня 2017 года — 0 %;

— с 1 июля по 31 декабря 2017 года – 6,1 % (в 36 муниципальных образованиях предельный (максимальный) индекс изменения размера платы граждан  за коммунальные услуги превышает индекс более чем на величину отклонения, в соответствии с решениями Советов депутатов муниципальных образований Ленинградской области об обращении к Губернатору Ленинградской области с инициативой об установлении с 01.07.2017г.  предельного индекса, превышающего индекс по Ленинградской области более чем на величину отклонения по Ленинградской области, принятыми на основании пункта 47 Основ).

Городской прокурор

старший советник юстиции П.Н. Репин